Мои мальчишки ссорятся – такое бывает. Потом мирятся. Но в недолгий период ссоры они громко кричат и обзываются:
— Дурак!
— Сам дурак!
Мы тоже с братом в детстве одаривали друг друга такими комплиментами. Пока однажды мама вскользь не заметила: «Интересно, если дети – дураки, то кто тогда мы с папой?» И я выстроила в голове логическую цепочку, что обзывая брата, обижаю маму. После этого я перестала обзываться. А у брата отпала необходимость отвечать мне этими же словами. Но такие логические цепочки и причинно-следственные связи бывают не у всех детей…
Вспомнился мне один эксперимент с проращиванием семян. Когда в одной чашечке семенам постоянно говорили ласковые слова, а в другой – ругательские. И в итоге одни дали хорошие всходы, а другие загнили.
Рассказываю про этот эксперимент детям. Покупаем семена гороха. Раскладываем семена по двум чашечкам с влажной ватой. Расставляю чашки по разным комнатам и комментирую:
— Эта чашечка с семенами будет стоять у меня в комнате. Я этим семенам каждый день буду говорить ласковые слова. А эту чашечку оставлю в вашей комнате. И пусть эти семена ваши ругательства слушают. Вот и посмотрим, какие прорастут, а какие сгниют…
Наблюдаю на Сашкином лице смятение и тревогу. Потом обнаруживаю обе чашечки на подоконнике в моей комнате. Возвращаю одну обратно в детскую. Через несколько минут ловлю Сашку, который крадучись опять несет чашку ко мне на подоконник.
— Мама, мне их жалко, пусть они тоже прорастут.
У Сашки в этот момент такое умильно-трогательное выражение лица, что я ощущаю крайнюю негуманность эксперимента.
Вношу свое предложение:
— А может, вы в своей комнате ссориться перестанете? И тогда вашим семенам тоже будет хорошо и комфортно.
Ссоры в период эксперимента, хоть и реже, но все-таки случаются. Сашка, распалившись, кричит: «Да ты дурак!», а потом бежит к чашке с семенами и просит прощения, наговаривая много хороших слов, чтобы перекрыть полученный семенами негатив.
Через пять дней Сашка обрадованно сообщает, что семена проросли. Действительно, крепкие зеленые ростки.
Я вспоминаю, что у меня на подоконнике тоже есть семена и иду их проверять. Они, вопреки первоначальным ожиданиям, только слегка набухли. Я сама нарушила условия эксперимента. Я забыла говорить им каждый день приятные слова. Я вообще про них забыла. Только пару раз подливала воду, поливая остальные цветы. Да и в комнате своей практически не находилась. Только спала. Никакого общения с семенами. Ни целенаправленного, ни рядом звучащего…
У меня моментально родилась аналогия про детей, растущих в условиях депривации, отсутствия общения. Хуже временной негативной реакции может быть только полное равнодушие. Поэтому иногда дети сознательно ведут себя плохо, чтобы хоть как-то обратить на себя внимание. (Пусть отругают, зато вспомнят, что я есть)
А еще вспомнились откровения — воспоминания детства одного уже взрослого мужчины. Его мама практиковала один единственный метод наказания: игнорирование.
— Представляешь, — делился он, – мама тебя целый день не замечает! Ты ходишь, разговариваешь с ней, дергаешь за подол, пытаешься заглянуть ей в глаза… А она как будто не видит тебя и не слышит, как будто тебя вообще нет… И, казалось, это никогда не кончится… Я тогда думал, что лучше бы она меня побила, чем так наказывать.
Разговаривайте с ребенком! Разговаривайте чаще. Когда сердитесь, устали, грустите, озабочены проблемами — все равно разговаривайте. Расскажите, о том, что чувствуете, о чем беспокоитесь – ребенок поймет. Только не замыкайтесь, не молчите. Без общения даже горох плохо растет…
Автор: Анна Быкова