Телесно-ориентированная терапия
Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одну руку клала малышу на бедро, мягко фиксируя при этом ноги, а вторую – на плечико и делала очень легкие покачивающие движения. Этот элемент телесно-ориентированной терапии позволяет достичь мышечного расслабления, а также расслабить нервную систему организма.
Присоединение к дыханию
Удерживая свои руки на теле малыша, я присоединялась к его дыханию и некоторое время дышала также как он. Постепенно я делала свое дыхание более глубоким, чтобы перевести дыхание ребенка из частого и поверхностного в более плавное и глубокое, каким оно бывает во время сна. В свою очередь, дыхание ребенка тоже становилось более глубоким. С подстройкой по дыханию я также могла уложить одновременно двух детей. Поставив стульчик между кроватками, я клала одну руку на плечико одному ребенку, а другую – на плечико другому. После чего начинала потихоньку раскачиваться в такт своему дыханию. За счет колебательных движений и замедления дыхания приходило расслабление и дети засыпали очень быстро.
Монотонное чтение
При прочтении текста сказки я вставляла в него фразы про расслабление и сон: «И сказал тогда медведь… Сяду на пенек… Съем пирожок… лягу на травку… отдохну чуток… А Маша ему из короба… Поспи чуток… Но не ешь пирожок…». Читать нужно протяжно, на выдохе, с паузами для плавного вдоха и постепенным замедлением темпа речи. При таком прочтении тоже происходит замедление дыхания у слушателей. Еще хорошо помогало стихотворение Маршака «Сказка о глупом мышонке», рассказываемое наизусть «трансовым» голосом. Я рассказывала его тихонько покачиваясь, с закрытыми глазами. Главное было не уснуть первой.