Вечереет. Мама готовится к бою (зачеркнуто) к вечернему укладыванию чада спать. Чадо в свою очередь беззаботно бегает кругами по ярко освещенному дому, посматривая мимоходом идущие без остановки мультики. Пришел час укладывания, мама вносит ребенка в комнату и терпеливо пытается его уложить.
Кормит, приносит бутылочку, качает на ручках, поет песенки, рассказывает сказки.
Прошел час. Мама скрипит зубами, нервно потряхивая малыша на руках.
Проходит еще минут 40 (кому как повезет), ребенок после привычной ежевечерней истерики и ора засыпает, мама выходит из комнаты и идет считать новые седые волосы.
Почему ребенок укладывается спать так долго?
Как всегда, вариантов масса, потому что помним, что сон, это пирамидка и собирать ее надо полностью!
1. Недогул. Ребенка тащат спать, когда он еще спать не хочет. Его батарейка еще не выработала свой ресурс и на подзарядку становиться не готова. При этом в течение 1,5 часового укладывания ребенок сильно раздражается и не может уснуть, даже когда время пришло.
2. Перегул. Бегали слишком долго, окно в сон закрылось, гормоны стресса выбросили в кровь, карусель в нервной системе раскрутилась, и остановить ее уже очень сложно.
3. Недостаточная подготовка ко сну. Отсутствие плавного перехода от активного бодрствования к укладыванию. Сам малыш быстро успокоиться не может. Поэтому после активных игр ему необходимо сначала время спокойного бодрствования, потом ритуал перед сном, потом уж укладывание.
4. Мало физической активности в течение дня. Если ребенок не добегал/не доползал/не допереворачивался и т.п. в течение дня, он обязательно будет делать это перед укладыванием или ночью. Отработка новых навыков и выброс термоядерной детской энергии должны происходить в течение дня, за час до сна.
5. Не собраны благоприятные условия для сна : БУСы. Свет, телевизор, режим питания, прогулки в светлое время дня и т.п. После беготни по ярко освещенной квартире и просмотра телевизора уснуть очень сложно.
6. Не умеет засыпать самостоятельно. Когда ребенку нужна помощь в процессе засыпания, с каждым месяцем этой помощи требуется все больше и больше. Грудь перестает усыплять, приходится укачивать, потом добавлять к этому бутылочку, потом еще песни и пляски и так по нарастающей.
7. Ответственность родителя. Она идет красной нитью от начала и до конца повествования. Кто выбирает правильное время для укладывания? Кто готовит ребенка ко сну? Собирает БУСы? Кто может научить ребенка самостоятельному засыпанию? Вопрос не риторический, речь про ответственность и ее реализацию в действии.
8. И наконец, та-дам, самое важное. Ведущая роль, которая напрямую связана с ответственностью. Когда ребенок убегает из комнаты, играет в кровати по 2 часа, требует повторения песенок и сказок по сотому разу, возникает вопрос, кто кого куда ведет. Если все предыдущие 7 пунктов собраны, а укладывание все равно длится вечность, значит, не заданы рамки, нет границ, внутри которых ребенок может чувствовать себя спокойно и уверенно. Задают и выдерживают границы родители. Они же показывают их ребенку. Спокойно, настойчиво, твердо, на основании п.7. Мы из комнаты после ритуала не выходим. Мы в кроватке лежим, а не прыгаем. Ритуал мы проводим только 1 раз и сказку еще раз послушаем уже завтра. Позитивно, без надрыва, но с твердой уверенностью внутри себя.
И да пребудет с вами сон и легкое укладывание!
Ольга Александрова, консультант по детскому сну.