Я никогда не была образцовой матерью, на моей совести хватает больших и маленьких пятен несовершенства. Я совсем не похожа на справляющуюся со всеми трудностями маму-супермена, в моей жизни есть подгоревшая каша, опоздания на важные встречи, ревущие дети, ошибки воспитания и прочие прелести родительства. Иногда мне кажется, что я тотально не справляюсь, и тогда мне важно найти поддержку. Для взрослого человека вообще нормально в ситуациях слабости и отчаянья искать поддержки у близких и друзей, ныть на свою суровую долю и ждать сочувствия.
И вот много лет в своём материнстве я сильно ранилась при попытках эту самую поддержку получить. Рискуя обнажать свои ошибки и несовершенства, я сталкивалась с так называемым «белым пальто» моих собеседников. На нём ни пылинки, оно никогда не было замарано человеческими порывами и огрехами. Многие мои друзья, демонстрировавшие мне сей ослепительный атрибут своего душевного гардероба, искренне верили, что причиняют мне добро. Ну а правда ведь, приходит к вам неопытная мама в слезах и с болью, а вы ей сразу: «А вот я…», и дальше можно подставить любой ваш подвиг, который хорошо подходит к ситуации.
Мой старший сын не говорил до трёх лет. Я очень беспокоилась об этом, водила его по врачам, искала информацию, билась как рыбка об лёд, а результата всё не было. Но стоило мне заикнуться об этом в мамском кругу, как многие мамы сразу наперебой начинали рассказывать, как их дети в три года рассказывают басни и участвуют в конкурсах чтецов. Каково было мне в этот момент?! Внутри я сжималась от стыда и вины, что я не такая прекрасная и незапятнанная. Что я не занималась вон по той модной методике, по которой занималась со своим сыном мама Сашеньки, что я недостаточно уделяла времени пальчиковой гимнастике, что я не так много зарабатываю, чтобы отправить своего ребёнка в частный логопедический садик. Я чувствовала себя дерьмом. К настоящей душевной боли и беспокойству добавлялись осадок вины и никчёмности и стойкое внутреннее утверждение, что я плохая мать.
На фоне одетых в белое пальто мам я стояла будто оплёванная, замазанная человеческими проблемами, лишённая волшебных палочек, такая несовершенная. Это уже спустя много лет я поняла, что эти «белопальтовые» люди на самом деле прячутся в свою идеальность, как в самый надёжный камуфляж. Потому что для них страшнее всего на свете встать на одну линейку со мной – обычной, неидеальной матерью, и показать свои пятна.
Много лет я ходила за поддержкой именно к таким людям, на моём фоне их белоснежный наряд сверкал с невероятной силой, они раздавали мне советы, учили, как надо делать, тыкали носом в ошибки и сами вырастали настолько, что почти царапали потолок. Честно, я просто не знала, что поддержка бывает другой. С детства наши ошибки подчёркивают красной чертой и сравнивают с Машей, Катей и отличником Петей. Нам с малых лет тыкают в нос этой беленькой одёжкой, повторяя, что именно к этому и нужно стремиться. И когда мы становимся мамами, окунаемся в море родительских ошибок, то по привычке, по проторённой дорожке пытаемся найти поддержку, а получаем… белое пальто.
Спустя некоторое время я поняла, что поддержка бывает другой. Что простое: «Я тебя понимаю, у меня такая же беда…» – работает значительно лучше, чем миллион советов, что сочувствие бывает целительным. Я до сих пор греюсь о своих друзей, таких же обычных, как я, у которых дома бардак и орущие дети. И в моей жизни по-прежнему не появилось волшебных рецептов, и я не стала суперматерью, но я осталась живым человеком, способным на искреннее сочувствие. Это качество мне видится самой большой ценностью в сегодняшнем мире.
Материнство не бывает без ошибок. Невозможно вырастить совершенно правильных детей и быть самой лучшей матерью. Мы неизменно столкнёмся с трудностями, не раз упадём, отчаемся и запаникуем. И раз мы такие неидеальные и обычные, то без зазрения совести и без страха заляпать белое пальтишко мы пойдём искать поддержки к тем, кто столкнулся с похожими проблемами, кто тоже чувствовал себя одиноким и несовершенным. И пойдём мы не за советом или безупречным опытом, а за тёплыми словами, за сопереживанием и принятием. Нам можно, мы обычные матери, это вот тем, в белом пальто, ходить за поддержкой нельзя, вдруг пятно поставят!