После девяти и до восемнадцати месяцев родители могут столкнуться с изменившимся поведением ребенка. Еще недавно веселый и ласковый малыш начинает закатывать истерики по малейшему поводу: именно так проявляется кризис 1 года. Не все понимают, что происходит с крохой. Многие опасаются, что у него скверный характер или он слишком избалован. На самом деле это лишь этап развития маленького человека.
Еще недавно кроха довольствовался тем, что предлагала ему мама. Но теперь его способности растут и он понимает, что сам может достичь желаемого, например добраться в нужное место. Или очень настойчиво попросить. Неудивительно, что часто кризис первого года проявляется у детей после того, как они научатся ходить. Они осознают свои возможности. В этот же период ребенок начинает отделять себя от мамы, с которой долгое время был фактически единым целым физически, а потом психически. Но границы его «Я» для него еще расплывчаты. Основная причина кризиса: отчаянное желание независимости у детей и при этом невозможность обойтись без помощи взрослых. Да и с собой непросто справиться: не все получается, как хочется. Например, не выходит дотянуться до игрушки или не получается удержаться на ножках. Вот и проявляются эмоции через плач и истерики. Кроме того, малыш испытывает социальные рамки и границы дозволенного. А растущие зубки причиняют дискомфорт и усугубляют плохое настроение.
КАК ПОНЯТЬ,ЧТО У РЕБЁНКА КРИЗИС?
Он начинает требовать много внимания, проявляет упрямство и непослушание. Пытается своими силами выполнять многие действия, например есть и одеваться. Чересчур эмоционально или даже агрессивно реагирует на замечания, а также когда у него что-то не получается. Ведет себя противоречиво: он может попроситься на руки и тут же слезть.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ?
В первую очередь, необходимо сохранять спокойствие. Это не так просто сделать, когда любимое чадо рыдает, бьется ногами или даже головой об пол. Но надо понимать: малышу, который только изучает мир и еще совершенно не справляется со своими эмоциями, приходится сложнее. И он нуждается в поддержке взрослых.
Родители должны избегать двух крайностей: запрещения всего и вся и вседозволенности.
Если слишком ограничивать познавательный интерес ребенка, то можно отбить его совсем. После этого карапуз будет расти апатичным, результат такого воспитания может сказываться и во взрослом возрасте. К тому же в тех случаях, когда запретов много, малыш начинает их нарушать. И вполне возможно, что он перестанет соблюдать наиболее важные, связанные с его безопасностью.
Однако разрешать все, что требует кроха, также не стоит. Ведь он поймет, что самый действенный метод добиться чего-то от родителей — это закатить скандал. И даже повзрослев, он будет прибегать к манипулятивному плачу, чтобы воздействовать на окружающих.
КАК ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС?
Чтобы этот непростой для детей и родителей период – кризис одного года – прошел наименее заметно, необходимо об этом позаботиться.
Обеспечить режим. Малыши нуждаются в стабильности, поэтому распорядок дня придает им уверенность. Но он должен быть гибким.
Дать возможность крохе исследовать дом, наполнив его интересными предметами, игрушками, разрешая играть с посудой или другими бытовыми вещами. Главное, чтобы они были безопасными.
Не злоупотреблять запретами. Для этого максимально обезопасить дом: закрыть на замок шкафы и ящики с предметами, которые могут сами повредить малышу или быть сломанными им, переставить хрупкое повыше. Для развития ребенка хорошо оставить доступные места с небьющимися вещами, он их будет исследовать.
На улице также не надо слишком ограничивать. Гораздо полезнее, надев на кроху резиновые сапоги и водонепроницаемые штаны, отпустить его топать по луже, а не пытаться оттащить чадо от нее. Если малышу интересно собирать камушки — дайте возможность ему это делать. Только не забывайте вытирать его ручки антисептическими салфетками, а дома тщательно мыть с мылом.
Разрешать крохе быть самостоятельным. Для детей это значимый этап развития. Пусть попытка пообедать заканчивается тем, что половина каши оказывается на полу, но ему ведь надо учиться. Только если у него совсем не получается, стоит прийти на помощь и сделать то, что он хочет, вместе с ним.
Важно поощрять и хвалить за удачные действия. Но похвала должна быть правильной, дающей оценку не малышу (поэтому не надо называть его молодцом и тому подобными словами), а его поступку, высказывая при этом свои эмоции («я рада, что у тебя так чудесно получилось»). Общаться с ребенком, помогать ему развивать речь.
Кризис первого года возникает еще и потому, что малыш и хотел бы рассказать что-то взрослому, поделиться впечатлениями, попросить вон ту замечательную штуковину, но не может. Вот он и сердится, что старшие не могут его понять. Поэтому необходимо проговаривать свои действия, причем предметы называть правильными именами. Пробовать понять, чего ребенок пытается добиться, и озвучивать это вслух. Если он показывает на что-то опасное, то мягко объяснять ему, почему не получится это дать.
Правильно запрещать. Конечно, даже после того, как угрожающие здоровью ребенка или хрупкие вещи убраны, остаются небезопасные места. Например, плита или розетки. Так что без запретов не обойтись, но делать это надо с умом. Не стоит злоупотреблять словом «нельзя», оно сбивает кроху с толку. Лучше использовать конкретное описание опасности: «Это горячо, это электрический ток, это острое, а это опасно!».
Проявлять любовь. Важно часто обнимать и целовать детей, играть с ними. Малыши должны чувствовать любовь семьи, это помогает им преодолеть любые сложности.
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ИСТЕРИКИ?
Когда у ребенка кризис первого года, то он заходится плачем по поводу и без. Родители должны правильно реагировать в таких ситуациях. Если малыш капризничает, потому что ему не дали какой-то предмет, нельзя поддаваться слезам и отменять запрет. На некоторых детей успокаивающе действуют ласковые слова, произнесенные спокойным тоном, другие от этого еще больше заводятся. После того, как самый эмоциональный момент пройдет, нужно взять ребенка на руки, успокоить, пожалеть, переключить внимание на что-то новое. Ведь без помощи родителей ему пока сложно справиться со своим состоянием, не стоит оставлять его без ласки. В тех случаях, когда с истериками проходят простые бытовые действия, такие как одевание, купание, приемы пищи, надо постараться отвлечь внимание ребенка. Задействовать игрушки, например, вместе их кормить, листать книжки с картинками, петь песенки и болтать. Бывает, что малыш не хочет отпускать маму ни на шаг и практически висит на ее ноге. Это происходит, так как к году у детей появляется осознание того, что они с мамой не единое целое. А значит, она может оставить его и уйти. Кроха боится этого, вот и отчаянно цепляется за нее. В такой ситуации стоит отложить все домашние дела и поиграть с карапузом, выделив ему полчаса. После этого он, скорее всего, успокоится и охотно будет возиться с игрушками.
Кризис первого года случается почти у всех детей. Его интенсивность зависит от темперамента, у одного ребенка он может быть почти незаметным, у другого — доставлять немало хлопот родителям. Необходимо соблюдать спокойствие и запастись терпением, чтобы заложить фундамент гармоничного развития малыша.