Это очень легко заметить в раннем возрасте, пока еще нет давления социума, рамок и стереотипов. Пока родители не успели оставить свой след в сознании детей. Пока малыши ещё чисты и невинны. Достаточно понаблюдать за детьми на любой детской площадке, и отличия бросятся в глаза.
У нас три сына и дочь. И она совсем другая. Да, если бы до нее у нас не было трех мальчишек, мне бы могло показаться, что она слишком активная, любопытная, маленькая фурия и совсем не девочка. Но когда я вспоминаю в этом возрасте ее братьев, я понимаю — она совсем другая. В чем? Давайте расскажу.
Бережное отношение к себе.
Как шутит мой муж, ему кажется, что все мальчики рождены безбашенными камикадзе, и страх им неведом до поры до времени. Когда они несутся сломя голову туда, потом сюда, залезают черте куда и прыгают черте откуда. Как будто у них есть цель испытать свое тело на прочность по максимуму любой ценой.
Девочки же намного осторожнее обращаются с собой (конечно, это индивидуально, но в целом это так). Аккуратнее бегут, аккуратнее залезают, не пытаясь в каждый момент времени проломить себе голову или свернуть шею.
Как будто они уже знают, что они ценные и хрупкие создания. Хотя, конечно, они тоже падают, набивают синяки и шишки. Но все-таки чуть иначе.
Мамочки.
Заведите годовасика в группу двухлеток. И посмотрите — кто бросится на малыша? Кто соберётся вокруг, желая потрогать и пощупать? Девочки или мальчики?
Проведите другой эксперимент. Войдите в круг годовасиков с трёхмесячным малышом на руках. Кто побросает все дела, чтобы посмотреть поближе и потрогать? Мальчики? Да я вас умоляю! Редко какой мальчик действительно в раннем возрасте заинтересуется пищащим кулечком – особенно если это не его брат или сестра.
Есть исключения, да. Наш Даня обожает малышей и постоянно целует и обнимает всех, каких найдет (и попробуй оттащить). Но ему уже одиннадцать, и началось это лет после пяти. До пяти лет малыши его вообще не трогали.
Игры.
Во что играют мальчики? Каждому нужен свой самый острый меч и самый свирепый динозавр. Хорошо бы еще в компанию ему акулу и крокодила, доспехи рыцаря. А еще построить дом из кубиков и с наслаждением его потом разрушить.
Во что играют девочки? С ранних лет они ищут, кого бы усыновить, удочерить, за кого бы выйти замуж.
И вот встречаются двое – он машет мечом, а она зовет его домой поесть суп из свежих листьев. И он ей про подвиги, а она ему – про детей.
Сюжетные интересы.
Прочитайте мальчику и девочке сказку о том, как рыцарь сражался с драконом. Мальчику будет очень интересно – победил или нет? А как победил? А какой меч был? А сколько голов у дракона?
А девочку будет интересовать – зачем? Зачем он его побеждал? Там принцесса была? А потом они поженились? А дети были у них?
Мальчикам по барабану на свадьбу этого рыцаря, детей и все остальное, что последует после битвы. Их волнует только одно — победил ли, как победил, все ли головы снес? Девочки же готовы терпеть битвы, если потом будет свадьба (они и «Войну и мир» потом так же читают – пролистают войну, и читают балы и отношения).
Одежда.
Мальчикам все равно, что носить. Очень долго вы можете одевать их так, как хочется вам. Года в три для них будет важно, чтобы на трусах был любимый герой и чтобы футболка была любимого цвета. Все.
Девочка выбирает наряды с раннего возраста. Выбирает и цвет, и фасон, и примеряет, крутится у зеркала, снимает, надевает другое. Наша дочь уже в год сама решает, что надеть. И одеть на нее то, что она не хочет, практически нереально.
Логики в этом нет никакой – есть только настроение. Сегодня настроение для этого платья, а завтра для этого. И не иначе.
Внимательность к мелочам.
Да-да, девочки намного внимательнее. Когда я прихожу домой от мастера по бровям, моя дочь забирается на руки и трогает мои брови. Долго трогает, ковыряет, изучает. Так же она набрасывается на пальцы моих ног с педикюром.
Для мальчиков есть только общее понятие – мама красивая. Да, как-то иначе красивая, но все равно красивая. Не заметят они и разницу в плетении косы. А дочь в год уже замечает.
Общение.
Понаблюдайте за малышами. Девочкам очень интересно слушать чужие разговоры уже с малых лет. Они с открытым ртом будут слушать, когда вы с кем-то общаетесь (и даже реплики свои вставят). Будут тихонечко сидеть рядом и наблюдать, кто кому и чего сказал, а кто чего ответил. Даже если вам кажется, что они не понимают ничего.
Мальчикам же очень скучно сидеть за взрослым столом со взрослыми разговорами. Посидят минут десять, и уже хочется бежать и прыгать куда-то дальше. Потому что есть дела. Много дел.
Переговоры.
С мальчиками до определенного возраста договориться очень сложно. Почти нереально.
Им нужно получить опыт, упереться лбом в стену, чтобы понять, что дальше дороги нет. Физически ощутить это, собственным телом.
Девочки понимают, уже с рождения все понимают, что им объясняют. Иной раз им можно просто сказать: «Ой, милая, давай туда не пойдем» — и они развернутся в другую сторону. Жаль, что далеко не всегда, но все же с мальчиками эта ситуация практически невозможна. А с девочками случается. Главное – суметь объяснить.
Красота.
Помню, у нас было всего три сына, к нам пришли друзья с годовалой дочкой. Она была в платье, и еще не говорила. Увидев мое платье, она несколько раз подошла, красноречиво посмотрела на меня, потрогала платье. Потом потрогала свое, покружилась.
«Тебе нравится мое платье? — улыбнулась я. Тут и без слов все понятно – Да, у тебя тоже платье очень красивое!». И она просто расцвела еще больше. Ей всего год!
Я думала, это исключение из правил, но теперь, когда у нас растет девочка, я вижу, что это встроенная опция в малышек. Тяга к прекрасному. К красоте. Замечать красоту и создавать ее.
Когда я прихожу на площадку с детьми в красивом платье, вокруг меня собирается толпа маленьких девочек, которые пытаются платье потрогать, пощупать, а уж если мы с мужем видео снимаем с кружилками, они стоят вокруг меня, раскрыв рты.
Просьбы.
Девочки умеют кокетничать, просить. Глазками хлоп-хлоп! И вроде бы никто не учил, а опция встроена. И отказать невозможно. Нужно иметь очень закрытое и раненое сердце, чтобы не откликнуться на ее кокетство.
Умеют ли просить мальчики? Да ладно, зачем просить, когда можно дать лопаткой по затылку и забрать? На крайний случай заорать изо всех сил. Какие там глазки хлоп-хлоп. Зачем?
Помощь дома.
Да, мальчики тоже помогают. Но совсем иначе. Когда наш семилетний сын моет посуду, он ждет, чтобы в раковине набрался кворум, чтобы подвиг был большим и значительным. Мыть три тарелки – это скукота. Надо помыть так, чтобы все удивились! Подвиг!
Девочки другие. Дочь просто подходит ко мне и начинает делать то же самое. В год. Достает вилки из посудомойки и складывает их туда, где лежат другие вилки! Никому не демонстрируя сам процесс сотворения подвига. Берет салфеточку и вытирает воду на полу. Между делом. По пути.
Это лишь несколько отличий. Стоит просто посмотреть на то, чем занимаются мальчики и девочки и как они это делают, чтобы ясно понять – это два разных мира. И в них изначально заложено уже очень многое. Главное – не поломать.
Да, у нас разные исходные данные. Кто-то приходит уже с обременением, а кто-то — с ускорением. Задачи тоже разные. Поэтому есть более активные девочки, которые между мытьем посуды и укачиванием детей успевают зарубить дракона. И есть мальчики, которым драконы не так интересны, они с девочками радостно строят семейный очаг. Но и то, и другое – скорее исключение, тем не менее сохранившее другие черты своего пола.
Мальчики и девочки очень разные. И подход к ним тоже нужен разный. Растить девочек женщинами, а мальчиков – мужчинами. В любви – и тех, и других. Но по-разному ее выражая.