Я стала учиться доверять своим детям, когда родился мой третий ребенок. Я разрывалась между новорожденным, трехлетними дочерьми-близнецами, стремлением в принципе быть идеальной мамой (чтобы порядок в доме, до беременный вес, доверительные отношения с мужем и вечно радостное выражение лица) — и желанием спать.
Все это едва не закончилось настоящей катастрофой, благодаря которой, однако, я вот что поняла.
Для того, чтобы не просто выжить, а жить с удовольствием, мне нужно научиться доверять. Себе. Детям. Людям. Жизни.
Без доверия собственным детям, без уверенности в том, что они сами все сделают хорошо (без подсказок и даже иногда без разрешения), жизнь с ними может быть какой угодно идеальной — распорядок дня, дисциплина, порядок, успеваемость, вот это вот все — но она не будет радостной. В ней не будет счастья открытия и узнавания друг друга. В ней не будет роскоши общения с теми людьми, которые родились моими детьми.
А доверие к детям — это что? Это стиль жизни. Привычка, которую можно выработать.
Поэтому, когда к моим детям приходят гости, я ухожу в свою комнату, закрываю дверь и сажусь работать (читать книжку, рисовать, плевать в потолок), принимая как норму вопли, топот и грохот из-за двери.
Они же дети. Они бегают и орут. Это ок. Но я знаю, что шкаф они на себя чисто физически уронить не смогут, и уверена, что в комнате нет ничего опасного вроде битого стекла, рассыпанных иголок, брошенных ножей. Все остальное — не смертельно. Кроме того, дети знают, что любой бардак они будут убирать сами, так что особо по прилавку не гуляют.
Конечно, я пару раз выйду из своей комнаты: подсказать поставить на стол печенье и напомнить, что совсем громко орать все-таки не нужно, я вообще-то работаю в соседней комнате и меня надо учитывать. Но входить к ним каждые пять минут и «занимать их», это чересчур. Это же их гости, и они лучше знают, во что им интереснее друг с другом играть.
И это не пофигизм, как считают некоторые бабушки. Это именно доверие. Они дети. Не нужно постоянно ждать от них глупостей и гадостей. Они их не сделают. Разве что действительно случайно. И будут очень переживать потом.
Чего мне вся эта философия доверия стоит? Мне, перфекционистке с комплексом отличницы и постоянно включенной функцией гиперконтроля? О! Об этом я много могу рассказать, ведь путь к тому, чтобы начать доверять детям, занял у меня не один год.
Сначала, пока они были маленькими, я была диктатор. Я четко и коротко говорила, что кому делать. Но довольно быстро мне эта роль наскучила.
Разве я генерал, они — мои солдаты, вокруг нас война, и мы тут все вместе спасаем себя и родину в придачу? Совсем нет. Тогда зачем приказывать?
Совершенно незачем. И я начала с детьми договариваться. Это оказалось непросто. Выяснилось, что у них по любому поводу есть собственное мнение, которое, почувствовав ветер перемен, они тут же начали высказывать. И тогда в доме началась непрекращающаяся ни на секунду дискуссия. Говоря проще, базар. Так что это оказался не пригодный для жизни многодетной семьи вариант. Все-таки мнения мнениями, но зимой шапку надевать надо, что бы ты на эту тему не думал. Поэтому выбери из пяти предложенных, какая именно шапка тебе нравится, и уже пошли гулять, иначе весь день так и проспорим в прихожей, обсуждая шапку в минус двадцать. Глупо. И времени жалко.
Так постепенно в жизни нашей семьи появились правила, которые уравновешивают между собой доверие и безопасность:
— есть вещи, которые делать нельзя никогда: драться на лестнице, высмеивать друг друга, швыряться едой, хамить старшим и т.п.,
— мы всегда одеваемся по погоде, и главное (куртка или ветровка, сапоги или кроссовки) решаю я, мама, а дети могут выбрать цвет кроссовок и т.п.,
— семеро (то есть, в нашем случае, четверо) одного не ждут: не можешь быстро принять решение, значит, за тебя решат другие, но никто не будет стоять и париться в прихожей, ожидая, пока ты поймешь, красный или зеленый помпон больше подходит твоему сегодняшнему настроению.
Для себя же самой я выработала следующие правила, соблюдая которые мне легче доверять своим детям, то есть быть мамой спокойной и уверенной, а не нервной и задерганной «в-каждой-бочке-затычкой»:
— я не проверяю домашнее задание и рюкзаки на завтра в школу — это зона ответственности детей, и я сознательно приучаю их к тому, чтобы они за свои дела отвечали сами. Если забудут положить краски, то получат двойку по ИЗО, и в следующий раз гарантированно перепроверят все сами несколько раз,
— я не слежу за порядком в детской. Они знают, что если соврут, сказав что убрались, то будут наказаны и все равно должны будут прибрать все, но уже не по доброй воле, а из-под палки. А они дети умные, и выбирают меньшее из зол,
— я честно говорю детям, что устала, и прошу их — внятными и понятными им словами — оставить меня в покое или помочь мне,
— я говорю детям «спасибо», когда они мне помогают,
— я прошу у детей прощения, если ошибаюсь, кричу, принимаю неверные решения,
— я позволяю себе ничего не делать / валяться с книжкой на диване / тупить в телефон / выпить бокал вина в случае крайней усталости, чтобы не сорваться на детей по пустякам. Лучше пусть игрушки ровным слоем покрывают весь пол и на ужин будет печенье с молоком, а не паровые котлетки, чем я накричу на детей, убиваясь над плитой,
— я запретила себе чувство вины и угрызения совести, и освободившееся время трачу на рисование и велосипед. Я катаюсь на велике и рисую часто и подолгу, потому что потом я лечу по жизни, а не тащусь по ней, уныло погибая от ежедневной многодетной нагрузки и собственного несовершенства.
Но самое главное — я очень забочусь о том, чтобы быть с мире самой с собой, то есть доверять себе, своим желаниям, намерениям, увлечениям и даже страхам. Потому что точно знаю — только будучи в мире с собой можно быть счастливой. У счастливой женщины дети счастливы, а я искренне хочу, чтобы у моих детей было счастливое детство.