Первый год – это удивительный период жизни, когда из абсолютно беспомощного существа ребенок превращается в разумного, самостоятельного человека. В своем развитии малыш проходит несколько этапов, которых родители ждут с радостью и нетерпением. На что же чаще всего обращают внимание мамы и папы?
Первые действия
Новорожденный ребенок еще мало что умеет. В основном он все время спит, маленькие кисти сжаты в кулачки, движения замедленные и хаотичные. Однако спустя всего несколько недель происходит настоящий скачок: уже на 2–3-й неделе жизни малыш начинает фиксировать взгляд, пытается проследить за движущимся предметом, зажмуривает глаза при ярком свете, способен на несколько секунд сосредоточиться на звуке и голосе. Это уже вполне сознательные действия, а значит, развитие ребенка идет в правильном направлении.
Проходит еще немного времени, и вот уже малыш начинает гулить, улыбаться взрослому, с удовольствием рассматривать его лицо и различные предметы, поворачивать голову в сторону источника звука.
Так держать!
Однажды родители замечают, что их ребенок учится держать голову. Сначала он будет поднимать ее, лежа на животе, с каждым разом задерживаясь в этом положении все дольше и дольше и даже поворачивая головку в разные стороны. Приблизительно к 1,5–3 месяцам кроха уже довольно уверенно держит голову и в вертикальном положении. Чтобы у малыша не развилась кривошея и ему было легче научиться правильно держать голову, нужно с самого рождения следить, чтобы он не спал все время на одном боку. Нагрузка на симметричные мышцы должна распределяться равномерно.
Первые игры
Далее начинается этап развития мышц рук. С 3–3,5 месяца ребенок начинает совершенствовать их целенаправленные движения, захватывая игрушки. Сначала будет казаться, что малыш наталкивается на них абсолютно случайно, но со временем станет заметно, что он совершает движения руками именно там, где находится интересующий его предмет, и, если получается схватить игрушку, очень радуется. В этом возрасте надо вешать игрушки на расстоянии вытянутых рук ребенка и периодически менять их расположение. Во время общения с малышом показывайте ему, как можно манипулировать игрушками, – это обязательно его заинтересует.
Новый поворот
С 4–5 месяцев у крохи укрепляется спинка. Ребенок вначале учится переворачиваться со спины на животик, а приблизительно через месяц осваивает и обратное движение. Происходит это постепенно: сначала малыш пытается перевернуться на бочок. Взрослый может чуть-чуть помочь крохе, слегка потягивая его ножку в сторону поворота. Также можно класть игрушки слева и справа от малютки, побуждая его поворачиваться к ним. Очень важно регулярно проводить массаж и гимнастику, которая поможет расслабить напряженные мышцы ребенка и сделает привычными для него необходимые движения.
Ползание
6 месяцев – это очередной скачок в умениях. Приблизительно в это время большинство детей начинают ползать. Делать это они могут самыми разными способами – пятясь, вбок, вперед, на четвереньках и на выпрямленных руках и ногах, при этом иногда пробуя разные варианты. Ползание – серьезный этап в развитии: теперь малыш может ставить перед собой цель и достигать ее – например, добравшись до интересующей его игрушки или предусмотрительно запертой дверцы шкафа. У него появляется понятие пространства и длины пути, он учится обходить и преодолевать препятствия, а главное – становится более самостоятельным.
Учимся сидеть
Начиная с полугода некоторые дети делают попытки сесть самостоятельно. Правда, хорошо сидеть большинство из них начинает между 7-м и 9-м месяцами, а некоторые – и того позже. В первое время ребенок сидит с опорой на руки, часто заваливаясь на бок, а то и вовсе падая. Но с каждым днем сидеть получается у него все лучше и лучше. А какой простор открывается для игр: можно дотянуться до игрушки, кинуть ее, попытаться достать с помощью другого предмета. Как уже отмечалось, темпы развития индивидуальны, однако родителей должно насторожить, если в 7 месяцев ребенок не пытается сесть при поддержке за руку, в 9 при сидении плохо удерживает равновесие и не может повернуться вбок, в 11 не умеет сидеть с вытянутыми ножками. В этих случаях лучше всего проконсультироваться у специалиста.
Первые слова
Речевые навыки появляются у крохи достаточно рано. Гулить малыш начинает уже в 1–2 месяца, а в 5 месяцев он произносит отдельные слоги типа «ма», «ба», «па», активно общаясь на этом своем языке со взрослыми и игрушками. К 8 месяцам увеличивается количество как слогов, так и слов, которые малыш понимает. Он протягивает ручки, чтобы мама его взяла, по просьбе взрослого хлопает в ладоши, машет «пока-пока», выполняет другие несложные действия. А еще через несколько недель вполне может произнести свое первое слово.
Стоит и ходит
В 8–9 месяцев ребенок уже умеет стоять с поддержкой. Стоять дети чаще всего учатся самостоятельно: просто однажды поднимаются, держась за опору. Увлекшись какой-нибудь игрушкой, они способны на мгновение оторвать ручку от предмета, за который держатся. С каждым разом ребенок стоит без опоры все дольше и в какой-то момент он уже может стоять самостоятельно. Затем малыш начинает переступать, держась за опору, и быстро овладевает этими движениями. Если кроха к 9–10 месяцам научился хорошо ползать, свободно вставать, стоять и переступать, придерживаясь за опору, то обычно ближе к году он начинает самостоятельно ходить.
Дети, начавшие ползать в 7 месяцев, раньше учатся садиться, ложиться, вставать и стоять, держась за опору. А вот первые шаги они делают позже сверстников, которые овладели ползаньем в более старшем возрасте
Худенькие, подвижные дети начинают стоять несколько раньше флегматичных и упитанных, и это не должно вызывать беспокойства
Ребенку обычно очень нравится шагать, однако не стоит усаживать его в ходунки. В этом приспособлении тело крохи нефизиологично наклонено вперед, нет опоры на полную стопу, а также возможности опуститься на пол в случае усталости. Если малыш просит «походить», правильнее будет взять его под мышки и позволить сделать несколько шагов.
Как помочь малышу
1. Как можно раньше предоставьте ребенку максимум возможной свободы. С 3–5 недель хорошо освободить его от пеленок и выкладывать на ровную поверхность (например, на пол, застеленный одеялом), лучше – на животик, расположив ручки под грудью.
2. С первых минут жизни малыша разговаривайте с ним, всячески побуждая его к общению. Развешивайте яркие игрушки так, чтобы они попадали в поле зрения ребенка, тогда он начнет задерживать на них свой взгляд и поворачивать в их сторону голову.
3. Обязательно делайте ребенку массаж, проводите с ним гимнастику в игровой форме, побуждайте кроху к самостоятельным движениям.
4. Чтобы натренировать мышцы и подготовить тело малыша к сидению и ползанию, хорошо месяцев с четырех дать крохе ухватиться за пальцы взрослого и мягко подтягивать его вверх, постепенно уменьшая угол наклона.
5. Если ребенок уже стоит, то с 9–10 месяцев ребенка можно водить, поддерживая за обе руки. Однако долго делать этого не следует, поскольку слишком ранняя самостоятельная ходьба может вызвать плоскостопие и другие нарушения опорно-двигательного аппарата
Не стоит сравнивать успехи своего малыша с достижениями его сверстников. И даже если есть некое отставание, это еще не значит, что с ребенком что-то не в порядке. На самом деле учитывать нужно только последовательность появления новых навыков, ведь на психомоторное развитие младенца влияет множество факторов, среди которых и наследственность, и темперамент, и перенесенные заболевания, и немало других моментов.