Выйти на работу при трех детях! Безумие? А может быть, давно пора?
Есть такая работа – быть мамой. Иногда слово «работа» заменяют словом «труд», добавляя, что он каждодневный и ежеминутный. Но смысл остается тем же. И в какой-то момент я поняла: быть мамой – хочу, работать мамой – нет. И я уволилась. И стала работать по профессии, которой училась до появления детей.
В это время мои дети учились справляться без уволившегося сотрудника, очень быстро распределив между собой свалившиеся обязанности и с неожиданной легкостью и охотой его заменив. Мне оставалось лишь констатировать факт: отпустить их следовало гораздо раньше. Страхи о том, что они еще слишком малы, что этого не сумеют, c тем не справятся, того испугаются, а вот здесь только под моим контролем – оказались исключительно моими надуманными и преувеличенными страхами. А на самом деле служили лишь оправданием моему домохозяйскому уделу, который очень быстро поднадоел.
За годы «работы мамой» я возненавидела шкафы, в которых, как ни складывай одежду, к вечеру все равно все вверх дном: по статистике ребенку всегда нужна самая нижняя в стопке футболка.
Я наводила порядок в детской и про себя ругала изобретателей пластилина, гуаши, бисера, крошечных деталей лего, рассыпчатого печенья и липких леденцов.
Колдуя над полезным обедом, я делала из рыбы, которую не ест сын, фрикадельки, пробуя выдавать их за мясные (а он все равно их не ел!). А дочери по утрам готовила пудинги и запеканки, потому что, в отличие от братьев, она ненавидит кашу. Ежедневно я вела поиски пропавших носков, развешивала выстиранное белье и снова загружала стиральную машину. А после обеда начинались уроки, которые дети делали не так, как мне хотелось: часто отвлекаясь, недостаточно аккуратно, слишком медленно, спустя рукава, предпочитая машину с мигалкой за окном стихотворению Пушкина, забывая не просто написать развернутый ответ, а вообще хоть какой-то ответ! И да, правило «отступаем три клеточки» в тетрадях по математике я запомнила быстрее своих детей: оно всплывало в голове, когда я, наконец, собиралась уснуть или сидела в кресле парикмахера. А всеобщая радость семейства «Ура! Завтра выходные!» звучала для меня как злая шутка: к рутинным делам добавлялиcь утренние разборки детей, кто кому не дал выспаться, всякие «а можно яблочко?», «а есть конфетка?», «помнишь, ты обещала пойти в зоопарк?» и – традиционное в воскресенье в 22:00 — «Честное слово, я помнил, но забыл, что проект по биологии мне нужен завтра к первому уроку…».
И вот, дети спят. Храпит муж. Во сне куда-то бежит собака. А я ищу картинки для гербария. И у меня зависает компьютер. А когда «отвисает», оказывается, что я хотела сохранить файл, но не успела…
Я же говорю, работать мамой – это на любителя.
Я отлично помню свой первый рабочий день не в должности мамы. И не потому, что на меня обрушилось много интересных задач, перспектив и возможностей. А потому, что я с 15 часов дня до 20 часов вечера не могла дозвониться детям! У каждого из них был мобильный. Уходя на работу, звонок домашнего телефона я предусмотрительно поставила на максимальную громкость. А они… просто не снимали трубку. Я сидела в офисе и вместо экрана компьютера, видела то потоп – и мои дети вплавь добираются до входной двери, сжимая в объятьях любимого кота. То сломанный лифт, в котором они дружно втроем застряли и боятся там, в темноте… И много еще чего — с фантазией у меня отлично!
И знаете, что оказалось?
Они распознавали карри!
Нет, вам не послышалось! Дети придумали устроить мне сюрприз и приготовить праздничный ужин в честь моего выхода на работу (подозреваю, от беспрерывного пребывания мамы под боком они тоже устали и радовались перемене). Старший – пятиклассник – обнаружил размороженную курицу в холодильнике (вечером я собиралась запекать ее в духовке). Младший – второклассник – раздобыл в интернете рецепт. Дочь – тоже пятиклассница – мгновенно вспомнила, как обращаться с плитой: несколько раз мы вместе готовили. Порошок карри оказался единственной проблемой. Курица, как говорилось в рецепте, только благодаря карри, становилась необыкновенно нежной и ароматной. А я храню специи в неподписанных баночках…
Точнее, хранила. Пока в один из выходных дочь под мою диктовку не подписала их несмываемым красным маркером. И да, я не успела сказать, что «карри» пишется с двумя «р».
«Не успела» – пожалуй, это то лучшее, что я обрела, уволившись с должности мамы.
Не успела сдать в химчистку костюм мужа, и – о чудо! – спустя неделю он сам это сделал! Не успела вымыть окна. Была найдена, опять же мужем, специальная тетя в оранжевом фартуке и резиновых перчатках, которая, наверное, отлично их вымыла… Просто я еще не успела проверить. Не успела загрузить стирку, дочь вынуждена была идти в школу в нелюбимой блузке и стала сама следить за чистотой вещей. Не успела придумать подарок свекрови на день рождения. И дети помогли папе выбрать скатерть в тон занавесок у нее на кухне, уверенные, что занавески красные. Но они – зеленые! Зе-ле-ные! Но я не успела им об этом сказать…
Работая мамой, как-то стыдно не успевать. Я просто не позволяла себе этого, заранее согласившись, что список должностных обязанностей не имеет конца. Замесила тесто? Пора вымыть ванную! Вымыла ванную? Быстро младшего к зубному! Вырвали зуб? Не опоздать бы на родительское собрание! Собрание закончилось в девять. Бегом в обувной – у дочери порвались кроссовки! Уф! Успела к закрытию магазина! «Алло, мама, а что, тетрадки в клеточку все закончились?». И тетради найдены! Дома, в коридоре: «Забыл сказать, что мне на завтра нужна миллиметровая бумага, а у нас же ее нет, да?», и следом — муж: «А что, у собаки закончился корм?».
«Не успела» — и это больше не стыдно.
А даже звучит как повод дать маме: отдохнуть, выспаться, предложить помочь, оставить ей самое красное яблочко (да-да, и этого я тоже дождалась!).
Будете правы, если усомнитесь в безоблачной легкости происходящего. Согласна! Очень трудно! И все время что-то новенькое. Заживает одна шишка-ошибка – ударяешься снова. Классическое: «Мама, мы постирали папины рубашки с его носками и все стало серым!». Сын шел в спортшколу и забывал форму. Дочь теряла учебник, который только что тут лежал, и искала его неделю. Дети забывали складывать в стирку вещи и часто им не в чем было идти в школу. Без шикающих родителей они ссорились и собирались сказать все маме, но мирились раньше, чем я возвращалась с работы.
Я прекрасно понимаю: если сын хвастается, что вымыл пол, то значит перед этим оно что-то на этот пол вылил. Но зачем мне знать — что? А если дочь с гордостью демонстрирует аккуратный почерк в только что начатой тетради по русскому, то скорее всего, в старой тетради осталось что-то, что мне бы не понравилось. Ну и что? Я знаю, что дети застилают свои постели к вечеру, за пять минут до моего возвращения. Что за десять минут до моего прихода они вешают в шкаф свою одежду, которая в мое отсутствие кучей валялась в кресле. Что лишь заслышав, как я открываю ключом дверь, они со скоростью молнии загружают в посудомойку грязные тарелки, хотя поели еще пять часов назад. Знаете, я согласилась играть по их правилам! Я — за результаты!
Спустя несколько месяцев после увольнения с должности мамы я передала детям руководство их гардеробом, партами и портфелями. Пару раз они опоздали на занятия, потому что «носки куда-то делись», а потом взяли и построили из конструктора дом для носков — видимо, уютный, раз больше не убегают. Из ноу-хау моих детей — записывать мелом на игрушечной доске список продуктов, которые нужно купить, фотографировать его и отправлять родителям. И да, там одни конфеты, зефир, пастила, орешки и сухофрукты, и никогда нет гречки или мяса. Но на этот счет у взрослых есть альтернативный список, вы же знаете.
Самый популярный вопрос от мам, которые хотят выйти на работу, но боятся: испортились ли оценки? Еще и как! Но тут, наверное, зависит от отношения. Мои дети не захотели расстраивать родителей и взялись за ум спустя… двоек десять или даже пятнадцать. Конечно, мы всегда можем помочь, объяснить, подсказать, но так как родителей нужно ждать до вечера, дети стали помогать друг другу. При мне это не работало! Теперь они так живут! Правило «отступаем три клеточки» на удивление быстро забылось, новых в моей голове не прибавилось. Зато добавилось впечатлений.
Буквально вчера сын сообщил мне, в каком из пяти супермаркетов нашего района самое дешевое молоко: прошелся и сам выяснил. А дочь объявила: «Кому нужна канцелярка – все ко мне!» и продемонстрировала доверху заполненный контейнер со всякими линейками, ручками, ластиками и точилками – теми самыми, которые всегда терялись и никогда не находились тогда, когда я работала мамой.
Автор: Маруся Ершова.