С первых дней ребенок осваивает те или иные движения. Именно по степени овладения ими и определяется уровень его развития.
Это только кажется, что новорожденный лишь спит, ест и кричит. На самом деле перед грудничком стоит очень важная задача: овладеть элементарными движениями, освоить окружающее пространство и исследовать мир. Всего за год кроха должен познакомиться с миром окружающих его предметов, узнать их явные и скрытые свойства и назначение.
1-й месяц. Тяни-хватай
Поначалу малютка пользуется врожденными рефлексами: их присутствие свидетельствует о правильном развитии. Самые важные – это рефлексы сосания, глотания, хватания, рефлекс Бабинского (если пальцем провести по наружному краю ступни, от пятки к пальцам, они веерообразно разогнутся), шагательный рефлекс. Также характерным для младенца является разбрасывание ручек и ножек в ответ на сильные раздражители, например, резкий звук. Несмотря на свою внешнюю слабость, новорожденный прекрасно приспособлен к условиям, в которых он оказывается после появления на свет. Если положить его на животик, он рефлекторно повернет голову набок, обеспечивая себе свободное дыхание.
2-й месяц. А что вокруг?
Кроха начинает интересоваться окружающим миром: реагирует мимикой и улыбкой на появление мамы, внимательно прислушивается к голосам (мамин голос он помнит еще со времени жизни в животике). А еще узнает определенные ситуации: например, оживляется перед кормлением, улыбается, когда его берут на ручки.
3-й месяц . Держим голову
Лежа на животике, ребенок опирается на предплечья и удерживает голову. Изучает собственное тело, начиная с ручек. Движения рук становятся более целенаправленными, скоординированными со зрением: малыш пытается прикоснуться к игрушке, подвешенной над его кроваткой, удержать в руке погремушку (пока он не может самостоятельно ее взять). Может рассматривать предметы с близкого расстояния, так как уже хорошо фиксирует взгляд.
4-й месяц. Я умею радоваться
В этом возрасте карапуз уже гулит. Если с ним разговаривать, кроха поворачивает голову к источнику звука. Ему не нравится проводить время в одиночестве, он уже умеет криком привлекать к себе внимание взрослых. У карапуза появляется так называемый комплекс оживления: так педиатры называют бурную реакцию на то, что ему приятно.
5 месяцев. Кто там в зеркале?
Лежа на спине, кроха поднимает голову, уже пытается привставать. Берет в руки мелкие предметы (например, кубики), когда ему их протягивают. Также малыш улыбается своему отражению в зеркале. Он тренируется, сгибая и разгибая ножки, хватает себя за коленки и стопы. А еще переворачивается с животика на спинку.
6 месяцев. Пробуем сидеть
Если поддерживать карапуза в вертикальном положении, он уже частично может удерживать тяжесть тела. Начинает произносить первые слоги (ма, па, ла, да), многократно их повторяя. Если ты попытаешься посадить ребенка, он будет оставаться в таком положении несколько минут.
7 месяцев. Скучать некогда
Твое чадо становится более общительным, провоцирует окружающих поиграть с ним. Это лучшим момент для игр с крохой. Малыш четко реагирует на свое имя и эмоциональный контекст, в котором оно было произнесено. Пытается говорить со своим отображением в зеркале. Еще один важный момент – ребенок пробует ползать.
8 месяцев. Я уже ползу!
Кроха продолжает завоевывать мир: учится передвигаться на животике, а потом на четвереньках. Из положения «лежа на животике» пытается сесть. Как только он научится уверенно сидеть, то перейдет к ползанию на четвереньках. Также ребенок пытается подняться на ножки, опираясь на опору. А еще карапуз способен найти игрушку, которую спрятали у него на глазах.
9 месяцев. Юный естествоиспытатель
Он реагирует на короткие слова: «на», «дай», «иди» и др. Делает ручкой «пока», связывая этот жест с конкретной ситуацией. Достает мелкие предметы из более крупных. До сих пор малыш воспринимал большой предмет и маленькие в нем как единое целое. Сейчас же он осваивает понятия «меньше-больше», «внутри-снаружи». Легко запоминает предназначение предметов: твое сокровище четко знает, что щеткой расчесывают волосы, а ложкой едят.
10 месяцев. Пальчиковые игры
Малыш может взять рукой даже мелкий предмет, используя при этом не всю ручку, как раньше, а только большой и указательный пальцы. Такой захват свидетельствует о нормальной двигательной активности. Ребенок начинает познавать мир руками: высыпает все из ящиков на пол и внимательно изучает содержимое. Будь бдительна!
11 месяцев. Шаг за шагом
Ребенок пробует ходить, держась за твою руку или опираясь о мебель. Использует один предмет в качестве инструмента для того, чтобы получить другой: например, тянет машинку за веревочку. Ассоциирует название предмета с его внешним видом: если попросить кроху показать на картинке определенный предмет, он уже может это сделать.
12 месяцев. Ура, юбилей!
В этом возрасте карапуз учится произносить первые простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай». Чтобы помочь крохе быстрее овладеть речевым навыком, как можно чаще разговаривай с ним, читай ему коротенькие сказки, стишки. Также малыш рисует «каляки-маляки», укладывает куклу спать, то есть улавливает связь между предметами, их формой и предназначением, а также действием.