Не знаю, как вам, а мне очень нравится время, в котором мы живем. Все быстро, мобильно, интернет, столько информации, столько возможностей для роста и саморазвития. Но есть и обратная сторона современного темпа и образа жизни. И один из ее аспектов касается детей, точнее того, с какими сложностями сталкиваются родители при воспитании детей. При прочтении моей заметки помните, список проблем современных родителей, приведенный ниже, субъективен и не носит исчерпывающий характер.
Первое, это, конечно, великое множество доступной информации по всем вопросам, связанным с детьми — медицина, образование, воспитание.
Раньше как было? Мама мамы была авторитетом в детском вопросе, ну, еще священник в дореволюционное время и учитель в советский период. Сейчас же опровергаются все теории, на которых выросли современные родители. Разлучать маму с малышом при рождении нельзя, оставлять проплакаться ребенка нельзя, запугивать бабаем или милиционером нельзя, в садик рано или вообще отдавать нельзя, заставлять есть нельзя, кричать или бить, упаси боже, тем более нельзя.
У современных родителей происходит такой огромный разрыв с опытом предыдущего поколения, что им не на кого ориентироваться, только на интернет. А интернет — место коварное, где можно найти информацию на любой цвет и вкус с разной степенью адекватности. То есть родитель должен сам понять, на что ему опираться при решении той или иной проблемы. И если он находится в дистрессе, например, ребенок болеет или в семье произошло какое-то несчастье, то критичность его мышления резко падает. Именно по этой причине вполне адекватные люди иногда ходят не к психологам-психотерапевтам для решений психологических проблем, а к гадалкам и ведуньям.
Каково же решения данной проблемы? Найти своего авторитета в каждой области. Это поможет избежать ситуации ступора из-за напора поступающей со всех сторон противоречивой информации. Да, потребуется время, что выбрать своего педиатра, своего психолога, хороший десткий клуб или дошкольное учреждение. Но это стоит затраченных усилий и убережет родителей от постоянных противоречий и сомнений, правильно ли я делаю, не обратиться ли мне за консультацией к другому специалисту?
Вторая проблема — это частный случай проблемы номер один. Обилие психологических теорий и знаний.
На заре моей психологической карьеры мы с коллегами часто предавались длинным теоретическим спорам. И так как большинство из нас было женщины, то мы обсуждали будет ли полезно наше психологическое образование в воспитании потомков. Естественно, звучала разная аргументация, но одной из самых сильный была про «горе от ума». И хотя я считаю, что лично мне психологический и психотерапевтический опыт все же помог стать хорошей мамой, полностью отрицать, что от многих знаний многие печали невозможно.
В подобной ситуации перегрузки психологическими знаниями оказываются и современные родители. Но беда заключается в том, что большинство из них все же не профессиональные педагоги или психологи и не могут со всей критичностью взглянуть на предлагаемые теории и психологические рекомендации. Родитель, сталкиваясь в какой-то проблемой или просто из желания делать все правильно, пытается воспитывать ребенка по законам психологии. Тут одно услышит — применит, там ему про другой подход рассказали — применит, а что получается в итоге? Очень часто ничего хорошего. После этого родители в интернете пишут, что «эти психологи» сами ничего не знают и ничем помочь не могут, а порой их советы приводят только к ухудшению изначальной ситуации.
Что же делать в подобной ситуации? Как пишет Л.Петрановская в предисловии своей книги, посвященной привязанности, надо отметать то, что не вписывается в вашу картину мира, надо доверять своей интуиции. А интуиция — это не какая-то мистика, это бессознательное знание, это весь родительский опыт общения с ребенком, наблюдения за его поведением, характером и способностями.
Если вы прочли, что ребенок должен что-то непременно делать к определенному возрасту, а ваше чадо этого не умеет, просто забейте (тут может закрасться вопрос к автору, а вы точно психолог?). В психологии нет единой точки зрения, нет единой научной парадигмы потому, что психика — это архисложный объект для изучения. Именно поэтому рекомендации очередного популярного психологического гуру могут лично вам и вашей семье не подходить.
Вы знаете о своем ребенке столько, сколько не знает, ни одна психологическая теория, поэтому часто родители интуитивно делают все правильно, если ими, конечно, не руководит какая-то психологическая травма, но это тема для отдельной заметки.
И еще одно утешение для родителей, опасающимся нанести психологическую травму своему ребенку, мозг и психика ребенка очень пластичны. Дети могут переработать и пережить такой опыт, по сравнению с которым небольшие родительские ошибки меркнут.
Третья проблема, с которой, на мой взгляд, сталкиваются современные родители, это нереалистичные стандарты развития детей.
Самое страшное, что эти стандарты поддерживаются социальными институтами, в частности, образовательными учреждениями. Все законы отногенза психики (плана индивидуального развития, которые определяется как заложенной генетикой, так и влиянием среды) пускаются к коту под хвост. Но в угоду чему? Если честно, у меня нет ответа на этот вопрос.
Зачем ребенку уметь читать до школы? А что делать с тем, что его мозг еще не готов к регулярной и монотонной учебной деятельности, чтобы освоить чтение в возрасте младше семи лет?
Сюда же можно отнести увлечение ранним развитием дошколят и беспощадной факультативной загруженностью детей школьного возраста. Курсы иностранного, да еще и не одного, языка, спортивная секция, что-то для развития творчества. Вроде бы должен получиться на выходе гармонично развитый человек. А получается ли на практике?
В отечественной психологии есть понятие ведущей деятельности, это то, что наиболее значимо для психического развития человека в определенный период жизни. И к чему его мозг и психика готовы. Например, в дошкольном возрасте — это игра. И все. Ребенок играя, развивается лучше и гармоничнее всего. В школьном возрасте (до подросткового возраста) — это учебная деятельность. Но только одна учебная, а не три секции одновременно. Возможности разных детей, конечно, отличаются. Некоторым детям хороша дополнительная нагрузка после школы. Но не всем поголовно.
Поэтому тут совет родителям такой, разберитесь со своей мотивацией. Задайте себе вопрос, почему ваш ребенок посещает все эти секции? Для того, чтобы вам не стыдно было перед другими родителями? Чтобы они не подумали, что вы не занимаетесь ребенком? Или потому что у вас не было возможности реализоваться в той или иной сфере? Или вы хотите вырастить очень одаренного человека?
Посмотрите трезво на своего ребенка. Нужны ли ему все эти активности? Или он просто вечером хочет с вами посмотреть сериал или поиграть в сетевую игрушку с друзьями. Может быть от этого вы не вырастите гениального виолончелиста, зато он не будет страдать от депрессии во взрослом возрасте, вызванной перфекционистскими установками в родительской семье.
Помните, у вашего ребенка лишь одно детство, и самое главное в нем — это его отношения с родителями, именно они позволят ему вырасти психически здоровым и счастливым человеком.