Обычная картина, мамочка сажает ребенка перед телевизором или планшетом, включает мультфильмы и, когда ребенок увлеченный сюжетом забывает о том, что его кормят, мама быстро начинает запихивать одну ложку каши за другой, даже не обращая внимания, успевает ли ребенок жевать или нет? Такое ощущение, что цель мамы не воспитание здорового ребенка, не приучение к здоровому питанию, не приятное общение, а превращение ребенка в своеобразного робота, задача которого, тупо смотреть в экран, не возражать и поглощать и поглощать пищу.
Или другой очень частый пример: Молодые родители идут в кафе или ресторан, обязательно берут с собой ноутбук с мультиками. Сами общаются между собой, а ребенок на час зависает в электронном устройстве. Еще пример: Кинотеатр, в который мы идем с ведерком попкорна, маленькое или большое ведерко мы купили, мы съедаем его все, не замечая ни его вкуса, ни объема.
Рассмотрим процесс пищеварения.
Сначала у человека должно появиться чувство голода. Затем возникает потребность найти пищу. Он идет на кухню и готовит обед. В этот короткий период идет процесс подготовки ЖКТ к принятию пищи, т.е. процесс выработки пищеварительных ферментов. Это очень важно, это позволяет предотвратить многие заболевания такие как: гастриты, гастро-дуодениты, заболевания поджелудочной железы, печени и. т. д. А если ребенок не видит пищи, не участвует в ее приготовлении, смотрит в красочный экран, то не происходит ни первая, ни вторая стадия пищеварения. Пища сразу попадает в неподготовленный желудок и последствия этого процесса печальны.
Развиваются различные болезни желудочно-кишечного тракта.
Еще один важный момент. Вспомним работы выработки условных рефлексов великого русского ученого Ивана Петровича Павлова. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у нее выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс), если одновременно с появлением мяса звенит звонок, то нервная система ассоциирует звук с пищей и желудочный сок будет выделяться на звонок, даже если потом мясо не предоставлено. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. По мере приобретенного опыта в коре полушарий складывается система условно-рефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе привычек и навыков.
А теперь приведем пример про собаку и теорию И.П. Павлова, и свяжем ее с приемом пищи и просмотром мультфильмов. Давая вместо звонка, в нашем « условном эксперименте» над своим чадом мультфильм мы формируем четкий условный рефлекс, в котором мы вырабатываем связь между «голубым экраном» и приемом пищи. В результате в мозге ребенка формируется четкая доминанта, связывающая мультфильм с пищей и выработкой желудочного сока. В результате в дальнейшем, когда ребенок взрослет, он привыкает вкушать пищу с телевизором. И находясь даже в гостинице он хочет, чтобы еду ему приносили в номер,чтобы прием пищи сопровождался просмотром ТВ. Это страшный эксперимент над своим ребенком. Активность ребенка будет направлена на экран, а еда лишь фон. И основу его закладываете Вы мамочки! Мы сами развиваем привычку в ребенке, есть под фон телевизора, ноутбука, компьютера.
Следующий важный момент. В нашу жизнь входят многие новые методы диагностики. Очень интересный метод функциональной магнитно-резонансной терапии, где видно, какие зоны мозга вовлекаются при той или иной деятельности. И сразу становится понятно, что при просмотре мультфильма у ребенка вовлекаются другие зоны мозга, чем те, которые нужны при вкушении пищи.
Особенности детской психики в том, что её внимание сосредотачивается на чем-то одном, на непосредственно выполняемой деятельности – игре, приеме пищи, просмотре мультфильма. Ей тяжело, вследствие своих физиологических особенностей объять множество задач.
Мозг излишне растрачивается в момент вкушения пищи и просмотра ТВ. В результате его активность отвлекается от процесса пищеварения. Мозг сконцентрирован на получении информации, поэтому сигнал о насыщении приходит позднее и мы успеваем съесть гораздо больше пищи, чем нам нужно. И процесс пищеварения затягивается на час и более. В результате появляется переедание, что приводит к ожирению и сахарному диабету – к нарушению обмена веществ.
Такая еда входит в привычку, и мы едим долго, не разбирая вкуса, не задумываясь, как мы пережевываем пищу, как мы ее глотаем во время просмотра фильма. Было показано, что люди смотрящие новости и фильмы едят быстрее, долго не пережевывая пищу. Верный путь к «неосознанному питанию». И как мы с Вами уже говорили, ЖКТ не подготовлен к приему пищи, ферменты не выработались в достаточном количестве, чтобы эту пищу переработать и процесс пищеварения нарушается.
Сделаем акцент еще на форме принятия пищи. Были проведены исследования и показано, что в семьях, где есть столовая, и ужин проходит в непринужденной атмосфере общения взрослых с детьми, — семьи становятся более крепкими и стабильными. Происходит преемственность опыта. Дети за добрым, теплым ужином учатся многому. Если папа сидит, уткнувшись в телевизор, даже не поворачиваясь с улыбкой к ребенку и мама заменяет общение с ребенком на экран с мультфильмами, страдает конечно же малыш. Хотя для родителей миссия выполнена – ребенок накормлен, но миссия более важного проиграна. Миссия общения между мамой и ребенком. Вырастет подросток, который потом скажет: « Мам, ну что ты пристаешь ко мне, со своими вопросами. Видишь, я общаюсь в контакте с друзьями или смотрю телевизор. Накладывай быстрее.» Мама в спешке накладывает еду, не получая от сына или дочери ни слова в ответ. Он быстро ест и убегает в свою комнату и опять за привычный ему фон, работающего компьютера или телефона. А по-другому уже не будет. Вы сами создали этого монстра. Обычно это полный подросток, которому не нужно живое общение.
И еще один момент. Какой возраст ребенка? Есть определенные требования к первым мультфильмам. Картинка должна меняться медленно, сюжет должен быть простой, несложный, продолжительность минимальной.
Важно грамотно и правильно смотреть мультфильмы. Родитель не должен оставлять одного перед экраном телевизора. Родитель должен знать содержание мультфильма. Родитель должен обсудить просмотр вместе с ребенком, сделав акцент на правильной информации, нужной ребенку.