Будущие мамы готовятся к появлению ребёнка, кажется, ещё до беременности. Покупают книги с разумными советами, выбирают одежду и уже формируют принципы воспитания. Но вот наступает день Х и ты понимаешь, что в книгах написано про кого угодно, но только не про твоего ребёнка, а к нему, твоему, никто не выдал инструкцию. Евгения Олейник поняла, что книги больше нужны нашим детям, которые рвут всяческие шаблоны.
Лучшей мамой для лучшего в мире ребёнка я была во время беременности. Первую книжку по воспитанию купила в Питере, симпатичное издание «Французкие дети не плюются едой». Боже, её написал гений! Какое счастье, что она попалась мне вот сейчас, в этом удивительном состоянии — когда в тебе развивается жизнь, гормоны заливают мозги, розовые очки, а сознание распахнуто для новых знаний о мире, в котором живут маленькие пупсики.
Я даже блокнот купила. И записывала туда пункты, которые обязательно надо воплотить в жизнь.
Недавно этот блокнот нашла и записи перечитала. Смеялась в голос. Потом плакала, тихонько, чтобы не разбудить Аню, пускающую слюни на мою подушку в моей большой супружеской кровати. А тогда, солнечным летом 2016 года я сидела в кофейне, пила кофе, ела брауни с солёной карамелью, читала книгу и записывала. Ещё платье на мне было такое красивое — трикотажное, в обтяжку, потому что теперь могу себе позволить, я же не жирная, а беременная.
Короче, надо было не в блокнотик выписывать, а громко и вслух читать. Чтобы ребёнок Аня слышал и настраивался на правила общежития, а то пока я там писала, дочь придумала себе свою реальность. Надо отдать ей должное, воплотила её в жизнь. Аня вообще молодец, всегда получает то, что хочет, не то что некоторые.
Что я там записала? Естественно, про сон в своей кроватке — спящий в постели родителей ребёнок был моим страшным сном. Ну как так можно, ну правда?
Ну чем вы думаете, родители? А родители уже не думают. Родители так отчаянно хотят спать, что где угодно, но спящий ребёнок — это счастье
Чтобы понять весь масштаб нашего отчаяния, могу сказать, что мы уже надеемся, что Аня выйдет замуж и тогда уж точно съедет из нашей кровати. Но зато можно рассказывать, что мы просто за совместный сон, нюхаем всю ночь напролёт сладкую макушку и целуем прилетающие в челюсть любимые пятки.
Ещё мне очень понравилась в книге мысль о том, что ребёнка надо учить ждать. Вот говоришь ты этому ребёнку с самого его рождения — «Подожди, малыш, я закончу своё дело и дам тебе то, что ты хочешь, мой сладкий пупсик». Сладкий пупсик ждёт, аккуратно стоит в сторонке в чистой белой футболочке и никак тебя не беспокоит.
Биться в истерике и хватать родителей за ноги пупсик не будет, он же нормальный ребёнок, а не избалованный дикарь. Даже у моей нежно любимой Петрановской написано, что ребёнок со временем научится ждать, пока мама сварит кашу и покормит его. Там всё красиво расписано про теорию привязанности и про то, что малыш знает, что мама никогда не оставит его голодным.
Можно я не буду описывать, как уже почти два года Аня орёт за всех голодающих детей в Африке и требует еды? Я теперь вообще кашу с вечера варю — чтобы утром предъявить еду и свои твёрдые намерения накормить семью.
И вот каждый раз, в очередной приступ непонятной истерики, хотения на ручки или какого-то другого Аниного загадочного поведения я вспоминаю про книжки. Как в школе на уроке, в панике листаю учебник — что там надо сделать, чтобы это прекратилось? Что сказать? Куда бежать? Ни один ответ не работает. Потому что Аня не читала книжек, и потому что нет универсальной инструкции к ребёнку. Иначе всё это ваше родительство было бы слишком лёгким и предсказуемым. Но на всякий случай блокнотик всё ещё под рукой и ждёт новых умных мыслей и классных воспитательных идей.