Хотите быть всегда прекрасным родителем, который ничего не запрещает и никак не наказывает? Хорошая мечта, красивая.
В реальности же, увы, родителю нужно выставлять границы и время от времени наказывать за их нарушение.
Впрочем, если делать это умело, и если родитель любящий, то вреда от этого ребёнку не будет, а пользы получится много.
При этом давайте договоримся сразу – бить ребёнка нельзя. Лучшим наказанием является лишение приятного, а не выдаче неприятного. Проще говоря, отменить какую-либо привилегию лучше, чем выдрать ремнём. Не надо бить детей и других близких. Это нехорошо. И оскорблять тоже нельзя. Это тоже нехорошо.
Есть три вида наказаний, которые можно и нужно применять к ребёнку. Это замечания, временное отлучение от приятного и расплата за поступок.
Как сделать замечание?
Замечания отмечают границы дозволенного и помогают ребёнку, среди прочего, обучаться произвольности (т.е. делать не то, что случилось в организме, а то, что нужно сейчас). Чтобы замечание было эффективным, соблюдайте вот эти правила.
- Конкретизируйте нежелательное поведение и дайте ребёнку конкретное обоснование, за что ребёнок получил замечание. То есть не надо говорить: «Перестать немедленно». Нужно говорить: «Пожалуйста, не надо подбирать с земли шишки и кидаться в прохожих, так ты отвлекаешь их от задумчивости, и ставишь меня в неловкое положение».
- Будьте последовательными в замечаниях. Если уж вы запрещали поднимать шишки и кидать их в прохожих, придерживайтесь этого запрета и дальше. По крайней мере, скажите, мол, без вас так делать нельзя, другое дело – с вами (все ли заметили шутку?).
- Приблизьтесь, когда делаете замечание. Самое лучшее расстояние для замечания – один метр. Если вы кричите через всю детскую площадку – это несерьёзно и не работает. Поэтому подойдите и сделайте замечание на расстоянии в метр.
- Делайте замечания в мягкой форме. Мягкое замечание снижает остроту наказания, но это нам и надо. Замечание – это самая лёгкая форма наказания. Не стоит бить из пушек по воробьям. Пусть это будет всего лишь лёгкий укол.
Применять замечания можно с самого раннего возраста, даже ещё до развития речи у малыша. И вы потренируетесь, и он словарный запас пополнит.
Временное отлучение от приятного.
Как показывают исследования, лишение сладкого гораздо больше побуждает задуматься о своём поведении, чем употребление горького.
Потеряв, пусть и временно, то, что нам нравится, мы получаем своего рода прививку от неправильного поведения. Понятное дело, что такая прививка нам не нравится, но это нестрашно. Обида скоро пройдёт, а память останется. И в следующий раз мы, скорее всего, крепко задумаемся – стоит ли делать вот так.
То же самое и у детей (разумеется, речь идёт не о трёхлетках). Временное отлучение от приятного работает с детьми постарше – где-то лет с четырёх, с пяти. Длительность лишения может быть разной, в зависимости от проступка.
Лишать нужно желаемого и существующего – например, просмотра планшета, который под рукой, или прогулки, которая возможна прямо сейчас. Лишать того, что будет когда-нибудь – бесполезно.
И ещё важный момент. Обязательно обращайте внимание на ребёнка в ходе отлучения. Притрагивайтесь к нему, обращайтесь, хвалите, если есть за что.
Всё это позволит ребёнку понимать, что вы его любите, а «сладкого» он лишился по собственной дурости, а не по вашей.
Расплата за поступок.
Этот приём работает с четырёх лет и до бесконечности. Принцип прост – если ребёнок что-то сделал не так, он исправляет последствия. Разбил окно – помогай вставлять. Разбил чашку – убирай. Испортил какую-то вещь в доме – покупай (или давай хотя бы часть денег на покупку).
Разумеется, про деньги можно вести разговор с ребёнком в возрасте старше четырёх лет и только если деньги у него есть. Например, ему каждую неделю дают на карманные расходы. Вот из этих денег и можно взять нужную сумму на покрытие расходов.
При этом, подчёркиваю, деньги – это лишь один из вариантов, не обязательно только на них сосредотачиваться.
Очень, очень, очень важно, чтобы ребёнок участвовал в исправлении своих проступков. Нашкодил? Убирай. Это – опять же – приучает сначала думать, потом шкодничать (или не шкодничать).
Отдельно отмечу, что нельзя наказывать выполнением домашних дел. Одно дело сказать, мол, разлил – убирай, а другое – заставить мыть посуду в наказание. Нет и ещё раз нет. Мытьё посуды – это нормальная часть домашних хлопот, это не наказание.
Наказание крайне необходимо связывать с проступком напрямую, самой очевидной связью из всех возможных.
И, конечно, речь не о том, что корректировка поведения может быть только с помощью наказаний. Есть и другие способы, просто данная заметка — о наказании.
Итого. Детей наказывать нужно, это неизбежно. Наказывать битьём – нельзя. Лучшее наказание – лишение «сладкого» в том или ином виде. Наказывая ребёнка, не нужно испытывать вины. Вы делаете хотя и неприятное, но правильное дело.Хотите быть всегда прекрасным родителем, который ничего не запрещает и никак не наказывает? Хорошая мечта, красивая.
Автор: Павел Зыгмантович.