Я собрала небольшую копилку интересных занятий для детей примерно от 1 до 1,5 лет (что-то пойдёт уже в 10 месяцев, что-то около полутора) — таких, которые легко организовать и которые смогут занять малышей хотя бы минут на пять, чтобы я могла спокойно выпить чашечку чаю.
Поразительно то, как в определённые периоды младенцы начинают делать определённые вещи. Совершенно завораживает эта волшебная сила, под воздействием которой вот уже второй мой сын в 10 месяцев начинает сосредоточенно запихивать прищепки в бутылку с широким горлышком. Почему именно сейчас? Две недели назад ему это было безразлично, я проверяла. А теперь сидит, пыхтит, старается…
Конечно, я знаю теорию. Дети изучают свойства предметов и их назначение в культуре: что вообще можно сделать с ложкой, а что делают с ней взрослые, и какие они, эти свойства, вообще бывают? Они познают постоянство объекта, осваивают последовательные действия, решение задач. Но всё равно удивительно.
Засовывать что-нибудь в прорези
— прищепки в горлышко бутылки (сначала лучше широкое)
— коктейльные трубочки/счётные палочки в дырки, проделанные в пластиковой крышке жестяной банки
— мелкие игрушки/мячики в прорезь в виде звезды в ней же
— большие пуговицы/крышки от пюре в прорезь в картонной коробке
— тыкать спагетти в дырки дуршлага
— «кормить» картонное существо макаронами, желудями и т.д. через прорезанный рот
Втыкать разные палочки
— спички/счётные палочки в Play Dough, солёное тесто, фрукты
— вставлять их между штырьками пластикового ёжика — подставки для карандашей (или нанизывать на эти штырьки трубочки)
— вдавливать макароны или маленькие фигурки в солёное тесто
— всовывать закрытые фломастеры во вставку от мультиварки (в ней дырочки для готовки на пару)
— вставлять трубочки в дырки пластиковой корзины для покупок
Вкладывать ёмкости друг в друга, надевать одно на другое
— пластиковые и бумажные стаканы, контейнеры
— ложки в чашки, чашки в миски, разные предметы — в кастрюльки
— нанизывать CD диски на подставку со штырьком, снимать их
— строить башенки из кубиков, контейнеров и всего, что под руку попадётся
— ближе к полутора годам некоторые уже способны играть со шнуровками (нанизывать макароны, продевать шнурок в разные дырочки)
Прицеплять и отцеплять
— расцеплять липучки, прицеплять к ним помпончики (можно сделать картонных зайцев с хвостами-липучками, а можно просто так)
— разъединять детали лего, игольчатого конструктора и т. д.
— отлеплять помпоны от липкой стороны скотча
— отцеплять прищепки друг от друга, с верёвочки, с картонки
— позже — прицеплять прищепки друг к другу, картонным заготовкам (солнышко, ёжик), носочкам на верёвке
Наблюдать, как что-то (или кто-то) появляется и исчезает, открывать и закрывать
— залезать в картонную коробку, а ещё — выглядывать из прорезанных в ней окошек
— проползать через тоннель (можно сделать из туристического/фитнес-коврика)
— потрошить «волшебный мешочек», в который мама кладёт разные мелочи (старые ключи, деревянную ложку, махровый носочек, шершавую губку для посуды и т. д.) и время от времени меняет содержимое
— кидать мягкие помпоны/мячики через прилепленный к стене тубус от туалетной бумаги (прилепить лучше малярным скотчем — он не оставляет следов, если его не мочить)
— вытягивать салфетки из упаковки
— доставать мелкие игрушки из носков
— раскрывать предметы, завёрнутые в фольгу или упаковочную бумагу
— извлекать что-то, завёрнутое в тесто
— доставать из картонной коробки с небольшой прорезью тряпочки и шарфики
— вытягивать привязанные ленточки или мохнатую синельную проволоку из вкладки для мультиварки
— откручивать крышки бутылок
Подражать взрослым и изучать взрослый мир
— возить пылесос, веник-совок, тряпку
— свободно копаться на нескольких полках с безопасными предметами
— укачивать, кормить, купать, укладывать, возить в колясочке кукол и зверушек (иногда машинки и разные другие предметы)
— мешать ложкой «кашу» в кастрюле
Автор: Женя Кац.